Полезные ссылки
Партнеры
Школьная библиотека
Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки — это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.
Концепция
Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Мое мнение, что школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:
Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие — тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки — стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки — стать культурным центром своей школы. Кроме того, правильно анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку. Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:
презентации выставок по темам;
интеграционные научные конференции;
обзоры вновь поступившей литературы;
всевозможные наглядные, устные, печатные, комплексные средства.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.
Библиотека же в свою очередь должна принимать активное участие в этом процессе проводя дни семейной информации, тематические консультации. Можно создать родительские лектории по формированию информационной культуры у детей .
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие. Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Нынешнее время требует пересмотра отношения ребенка к книге и чтению, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей.
Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению — это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества электронных версий учебников и необходимости работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, — всё это требует изменения в работе библиотеки
Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:
дополнительной методической работы,
проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.
Способы реализации
Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к культуре. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:
- Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
- Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне программы.
- Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
- Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
- Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
6.Организация школьного киноклуба, театра.
Формат мероприятий может быть разным: книжные выставки, доклады, библиотечные уроки , индивидуальные беседы, анкеты , дискуссионный клуб. Но без осознания библиотекарем своей роли воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.
Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности,— готовить из учеников полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:
Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию;
«Классическая» библиотечная задача— книжное обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.
Проектирование библиотечного пространства— задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.
Необходимая материально-техническая база (МТБ)
МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Вот некоторые общие требования к библиотечной МТБ:
- Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
- Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей».
- Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
- Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
- Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой , интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.
функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
функции учёта выдачи электронных версий книг;
функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
функции ведения сайта библиотеки.
Вывод:
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:
презентации выставок по темам;
интеграционные научные конференции;
обзоры;
лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.
Библиотека же в свою очередь принимает активное участие в этом процессе. Проводятся дни семейной информации, тематические консультации. Создаются родительские лектории, организуются семинары по формированию информационной культуры у детей и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие. Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Нынешнее время требует пересмотра отношения ребенка к книге и чтению, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей.
Планирование работы школьной библиотеки
Задачи школьной библиотеки
1. Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.
2. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
3. Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.
4. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и Донского края.
7. Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.
8. Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.
9. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
10. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.
11. Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).
12. Накопление банка педагогической информации.
13. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Направления деятельности библиотеки
1. Работа с учащимися:
• уроки культуры чтения;
• библиографические уроки;
• информационные и прочие обзоры литературы;
• доклады о навыках работы с книгой;
• литературные и музыкальные часы;
• проверка скорости чтения учащихся.
2. Поддержка общешкольных мероприятий:
• предметные недели естествознания, русского языка, детской книги и музыки;
• День знаний;
• День матери;
• День Земли;
• Масленица, Рождество;
• общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.;
• оформление школьных газет и стендов.
3. Работа с учителями и родителями:
• выступления на заседаниях педсовета;
• обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
• отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
• информационные обзоры на заданные темы;
• выступления на родительских собраниях;
• индивидуальная работа с педагогами;
• участие в круглых столах;
• обзоры публикаций периодической печати для педагогов (1 раз в четверть).
4. Пополнение банка педагогической информации.
5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
6. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3. Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Деятельность по формированию фонда библиотечно- информационного центра школьной библиотеки
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 |
1. Работа с фондом учебной литературы | ||
1 | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году | Сентябрь– октябрь |
2 | Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: • работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников); • составление совместно с учителями заказа на учебники; • формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации; • подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году | Ноябрь |
• осуществление контроля выполнения сделанного заказа | Май | |
• прием и обработка поступивших учебников: – оформление накладных, – запись в книгу суммарного учета, – штемпелевание, – оформление картотеки, – занесение в электронный каталог; • составление списков классов с учетом детей из малообеспеченных семей | По мере поступления | |
3 | Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой | Сентябрь |
4 | Прием и выдача учебников учащимся, состоящим на учете у социального педагога | Август |
5 | Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий | Сентябрь |
6 | Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники» | Сентябрь |
7 | Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ | Октябрь– ноябрь |
8 | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) | Два раза в год (в конце полугодий) |
9 | Работа с резервным фондом учебников: • ведение учета; • размещение для хранения; • подготовка данных для электронной картотеки межшкольного резервного фонда района | Сентябрь– ноябрь |
10 | Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия» | В течение года |
11 | Пополнение постоянно действующей выставки «Учебник – твой помощник и друг» | В течение года |
2. Работа с фондом художественной литературы | ||
1 | Своевременное проведение обработки и регистрации изданий. Создание электронного каталога поступающей литературы | По мере поступления в течение года |
2 | Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки: • к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов); • к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников) | Постоянно |
3 | Выдача изданий читателям | Постоянно |
4 | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах | Постоянно |
5 | Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий | Постоянно |
6 | Ведение работы по сохранности фонда | Постоянно |
7 | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей | Постоянно |
8 | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся | Один раз в четверть |
9 | Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами» | В течение года |
10 | Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа | Декабрь, июнь |
11 | Оформление новых разделителей: • в зоне открытого доступа; • полочные разделители по темам и классам; • в книгохранилище; • по новым отделам, по алфавиту с портретами писателей | В течение года |
3. Комплектование фонда периодики | ||
| Оформление подписки на первое и второе полугодия | Октябрь, апрель |
Справочно-библиографическая работа
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
1 | Электронная каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы | По мере поступления |
2 | Электронная каталогизация учебников по авторам, предметам и классам | В течение года |
Работа с читателями
№ пп | Содержание работы | Срок исполнения | |
1 | 2 | 3 | |
Индивидуальная работа | |||
1 | Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей | Постоянно | |
2 | Рекомендательные беседы при выдаче книг | Постоянно | |
3 | Беседы со школьниками о прочитанном | Постоянно | |
4 | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку | По мере поступления | |
5 | Выставка одной книги «Это новинка!» | По мере поступления | |
6 | «Десять любимых книг» – рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) | Май | |
Работа с библиотечным активом | |||
1 | Заседание школьного библиотечного актива | Один раз в четверть | |
2 | Организация работы актива «Школьные библиофилы» | В течение года | |
Работа с родительской общественностью | |||
1 | Отчет перед родительской общественностью о новых поступлениях учебников и художественной литературы | Сентябрь | |
2 | Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления | Май–июнь, август–сентябрь | |
3 | Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по темам: • «Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование»; • «Распределение и сохранность фонда бесплатных учебников, новые формы учета книг» | По плану проведения заседаний педсоветов | |
Работа с педагогическим коллективом | |||
1 | Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | Периодически (на совещаниях) | |
2 | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году | Апрель | |
3 | Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок, музыкального оформления) | Сентябрь | |
Работа с учащимися школы | |||
1 | Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки | Постоянно | |
2 | Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей | Один раз в месяц | |
3 | Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики | Постоянно | |
4 | Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я – книга! Я – товарищ твой!» | Август | |
5 | Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями | Постоянно | |
6 | «Летнее чтение с увлечением» — подбор списков литературы для дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии | Май | |
7 | «Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году | Май | |
8 | Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию | По мере необходимости | |
Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся школы | |||
| 1-й класс Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библио-тека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? | Январь | |
| Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт) | Май | |
| 2-й класс Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе | Ноябрь | |
| Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация | Январь | |
| 3-й класс Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы) |
| |
| Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках | Февраль | |
| 4-й класс Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели | Декабрь | |
| Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки | Апрель | |
| 5-й класс Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними | Декабрь | |
| Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью | Апрель | |
| 6-й класс Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке | Ноябрь | |
| 7-й класс Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею | Декабрь | |
| 8-й класс Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный и систематические каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, | Апрель | |
| физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога |
| |
| 9-й класс Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения | Февраль | |
| 10-й класс Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада | Март | |
Массовая работа | |||
1 | Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка кафедры» | По предметным неделям | |
2 | Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей | В течение года | |
3 | Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей | В течение года | |
4 | Выставки книг юбиляров | В течение года | |
5 | Конкурсы стихов: |
| |
| • «Осень – пора золотая» (стихи об осени) | Октябрь | |
| • Стихи о войне, армии и Родине | Февраль | |
| • Стихи о мамах и бабушках, прекрасных женщинах. Подготовка к праздничному вечеру, посвященному Женскому дню | Март | |
6 | Тематические КВНы (5–11 классы) | В течение года | |
7 | Новогодний КВН (5–11 классы) |
| |
8 | Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам) | Декабрь | |
9 | Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам) | В течение года, согласно плану предметных недель | |
10 | Неделя обществознания – «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям) |
| |
11 | Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам) |
| |
12 | «Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры) | 25 мая | |
13 | Выпускной вечер (9 и 11 классы) | Июнь | |
14 | Неделя детской книги: • чтение сказок Е. Л. Шварца, Л. Кэрролла, К. Коллоди, стихов К. И. Чуковского (1–4 классы – выборочно); | Весенние каникулы | |
| • книжная выставка «Мудрые сказки Е. Л. Шварца»; • конкурс детских рисунков «С волшебной кисточкой по стихам К. И. Чуковского» (1–4 классы); • праздник детской книги «В гостях у детских писателей-юбиляров» (Е. Л. Шварц, К. И. Чуковский, Л. Кэрролл, К. Коллоди (литературно-музыкальное представление для учащихся начальной школы) |
| |
15 | Месячник военно-патриотического воспитания: • громкое чтение книг о войне (1–4 классы – выборочно); • обеспечение возможности просмотра фильмов о Великой Отечественной войне («А зори здесь тихие», «Подвиг разведчика», «Великий перелом», «Два бойца» и др.); • подготовка поздравления ветеранам войны | Февраль | |
16 | Празднование Дня Победы • конкурс стихов о войне (5–11 классы); • литературно-музыкальная композиция и концерт «Память огненных лет»; • выездная литературно-музыкальная композиция: «Память огненных лет» для ветеранов войны и труда | Май | |
17 | Шолоховская весна: • громкое чтение рассказов М. Шолохова (1–5 классы); • книжная выставка «М. Шолохов – певец Дона» (5–11 классы); • обзор биографии и творчества М. Шолохова (5–9 классы); • выставка рисунков по мотивам рассказов М. Шолохова (5–7 классы); • участие в подготовке инсценировок отрывков из произведений М. Шолохова | Последняя неделя мая | |
Нравственное воспитание | |||
1 | Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения» | По мере требования | |
| Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят» | Постоянно | |
Экологическое воспитание | |||
1 | Выставка «Здоровье планеты – твое здоровье» | Постоянно | |
2 | Работа с естественнонаучной литературой. Оформление папки газетных материалов «Уроки экологических просчетов» | Постоянно | |
Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края | |||
1 | Фольклорный час «Кто такие казаки?» | Май | |
2 | Книжная выставка «Писатели Дона» | Май | |
Реклама библиотеки | |||
1. Создание фирменного стиля | |||
1 | Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе | Сентябрь | |
2 | Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы | Октябрь | |
3 | Оформление полочной выставки «История образования нашего поселка» (об учителях Рассветовской школы) | Декабрь | |
4 | Изготовление и распространение среди читателей экслибриса и визитной карточки Рассветовской школьной библиотеки | В течение года | |
2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки | |||
1 | Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях) | Постоянно | |
2 | Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) | Постоянно | |
3 | Оформление информационных стендов-папок: • «Правила пользования книгой»; • «Правила поведения в библиотеке» | В течение года | |
4 | Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат» | В течение года | |
5 | Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку | В течение года | |
6 | Сотрудничество с сельским Домом культуры, сельской библиотекой, школой искусств | Постоянно | |
7 | Информирование пользователей о режиме работы | Сентябрь | |
8 | Проведение недели детской книги | Март | |
9 | Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий | По мере необходимости | |
Профессиональное развитие сотрудников библиотеки | |||
1 | Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей | По плану районного МО библиотекарей | |
2 | Участие в семинарах методического объединения по темам: • «Ведение учетной документации школьной библиотеки»; • «Оформление отчета о проделанной работе» | По плану районного МО библиотекарей | |
3 | Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы | В течение года | |
4 | Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приемов владения библиотечной компьютерной программой «МАРК». Продолжение ведения электронного каталога учебников | В течение года | |
План работы школьной библиотеки
Задачи школьной библиотеки
1. Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, содействие в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала.
3. Формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Работа с пользователями библиотеки и пропаганда литературы
Тематические периоды
Сентябрь | «Месяц семьи и школы» |
Октябрь | «Эрудит» |
Ноябрь | «Я – гражданин России» |
Декабрь | «Новогодний серпантин» |
Февраль | «Сыны Отечества» |
Март | «Здоровье. Спорт. Семья» |
Апрель | «Школа безопасности» |
Май | «Месяц школы» |
Методическая тема школы: «Внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном процессе».
«Я – гражданин России»
«Два человеческих счастья: Родина и семья...»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | «Истоки творческой личности» (воспитание в семье Цветаевых) – беседа к 115-летию со дня рождения М. Цветаевой (11 классы) | Ноябрь |
2 | «Мама... Мама, я люблю тебя... Прости...» – выставка книг ко Дню матери России | 26 ноября |
3 | «Россия чтит их имена!» – оформление книжных выставок к юбилейным датам | В течение года |
«Эрудит»
«Весь этот мир – большая красота»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | «Струится благодать в поля и в лес» – литературно-экологический ринг (7–9 классы) | Неделя биологии |
2 | «Ходит Сказка по Земле» – игра-викторина для 5 классов | Октябрь |
3 | «Россия!... Я жив тобой...» – историко-бытовая игра для 8 классов | Неделя истории |
4 | Оказание помощи учителям в поиске литературных источников при подготовке к проведению предметных недель, олимпиад | В течение года |
5 | «Тихая осень над миром летит Медленной птицей...» – классный час (2 классы) | Октябрь |
«Сыны Отечества»
«Вспомни меня, дорогая земля!»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | «Сердца моего боль» — беседы, книжные выставки, посвященные памятным датам героев Заполярья и героев Великой Отечественной войны: 29 ноября – к 100-летию М. И. Гаджиева; 23 февраля – к 90-летию А. С. Хлобыстова; 1 января – к 115-летию И. В. Панфилова; 17 марта – к 100-летию Б. Н. Полевого | Ноябрь– март |
2 | «Защитники Родины – наши земляки» – беседа (5–7 классы) | Февраль |
3 | «Я родом не из детства – из войны» – беседа о детях войны (5–6 классы) | Февраль |
4 | Подготовка стенда «Дети войны» | Февраль |
«Школа безопасности»
«Спаси и сохрани себя, народ!»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | «Наркомания – чума XXI века» – книжная выставка к декаде «SOS» | Апрель |
2 | «Право на жизнь» – просмотр видеофильма о наркотиках (8 классы) | Апрель |
3 | «Техника безопасности на льду и на воде» – просмотр видеофильма (2–3 классы) | Апрель |
«Детская книга»
«Нет на земле и не будет страны, Где бы по-русски любили поэтов».
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | 2 | 3 |
1 | «Волшебница из Стокгольма» – персональная выставка к 100-летию А. Линдгрен | 14 ноября |
2 | «Внимательный читатель» – интеллектуальный поединок (10–11 классы) | Апрель |
3 | «Соревнование всезнаек» – литературная игра, посвященная юбилейным датам детских писателей (для 2–4 классов): • 11 сентября – к 125-летию Б. С. Житкова; • 27 ноября – к 60-летию Г. Б. Остера; • 3 декабря – к 100-летию З. Н. Александровой; • 22 декабря – к 70-летию Э. Н. Успенского; | Апрель |
Пропаганда библиотечно-библиографических знаний
«Из этих нитей соберется ткань, Узором истин вышьется основа...»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | «Давайте познакомимся!» – экскурсия в библиотеку. Правила обращения с книгой (1 классы) | Сентябрь |
2 | «Ее Величество Книга». Знакомство со структурой книги (2 классы) | Ноябрь |
3 | «Остров периодики». Газеты и журналы для детей (3 классы) | Ноябрь |
4 | «Как построена книга? Выбор книги» (4 классы) | Ноябрь |
5 | «История появления основных источников информации» (5 классы) | Декабрь |
6 | Блицтурнир «Что вы знаете о книге?» (5 классы) | Январь |
7 | «Справочная литература» – беседа-игра с обзором книг (6 классы) | Январь |
8 | «Правила пользования библиотекой» – индивидуальные беседы на абонементе | В течение года |
Работа с педагогическим коллективом и родителями
«В часы, когда невмоготу молчать, Найдите силы выслушать друг друга»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | 2 | 3 |
1 | Ознакомление учителей начальных классов и классных руководителей 5–11 классов с планом работы школьной библиотеки | Сентябрь, январь |
2 | Подбор литературы в помощь проведению предметных недель, методического дня и дней открытых дверей | В течение года |
3 | Информирование родителей и педагогов о пользовании библиотекой учащимися | В течение года |
4 | Информирование учителей о новых поступлениях методической литературы, учебников и периодики | В течение года |
5 | Совместная работа с руководителями школьных методических объединений и заместителями директора школы по заполнению бланков заказа на учебно-методическую документацию | Январь–февраль |
6 | Помощь в подборе документов при работе над методической темой школы для подготовки заседаний педагогических советов, методических объединений и т. д. | В течение года |
7 | Диагностика обеспеченности учащихся учебной литературой на следующий учебный год | Сентябрь |
Организация книжных фондов и каталогов. Работа с книжным фондом и организация работы библиотеки
«И душа потянулась к незыблемой сути истоков, И в бреду перемен неизменного ищут глаза...»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Своевременное занесение в инвентарную книгу вновь поступивших документов, проведение их обработки и учета в соответствии с инструкцией «Об учете библиотечного фонда» | В течение года |
2 | Своевременное очищение фонда от устаревшей, ветхой, непрофильной литературы в соответствии с инструкцией «Об учете выбытия документов из библиотечного фонда» | В течение года |
3 | Ведение тетради учета книг, принятых от читателей взамен утерянных | В течение года |
4 | Ведение тетради отказа пользователям на книги | В течение года |
5 | Раскрытие фонда читателям путем оформления тематических стеллажей и внутриполочных выставок | В течение года |
6 | Оформление подписки на периодические издания в соответствии с выделенными средствами | Октябрь, март |
7 | Работа с алфавитным каталогом и картотекой брошюр при поступлении и списании документов. Продолжение работы над картотекой сценариев | В течение года |
Работа с учебным фондом
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | 2 | 3 |
1 | Прием и техническая обработка поступивших учебников: • оформление накладных; • запись в книгу суммарного учета; • штемпелевание; • оформление карточек; • оформление книги безынвентарного учёта; • ведение тетради учета выданных учебников | По мере поступления |
2 | Участие в инвентаризации учебного фонда, списание устаревших и ветхих учебников по установленным правилам и нормам | В течение года |
3 | Принятие в установленном порядке мер к возмещению ущерба, причиненного учебному фонду по вине пользователей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг (в соответствии с положением о возмещении рыночной стоимости или замена с учетом потребности школы) | В течение года |
4 | Осуществление сбора заказов на учебники федерального комплекта, согласование, координация заказов с руководителями методических объединений, с заместителями директора по учебно-воспитательной работе, сдача сводного заказа по школе | Январь, февраль |
5 | Подведение итогов движения учебного фонда, анализ и определение потребности в учебниках к новому учебному году | Март |
6 | Распределение учебников по классам по согласованию с учителями-предметниками и заместителем директора по учебно-воспитательной работе | Сентябрь |
7 | Выдача и прием учебников по классам через классных руководителей | Сентябрь, май |
8 | Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками | В течение года |
Повышение квалификации
«Мне от наук понятнее не стало, Как я, в себя вобрав весь этот мир, В нем растворяюсь, став частицей малой...»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Работа по самообразованию: • посещение семинаров, индивидуальные консультации; • освоение информации из профессиональных изданий; • использование опыта лучших школьных библиотекарей | Постоянно |
2 | Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий | Постоянно |
3 | Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: • компьютеризация библиотеки; • использование электронных носителей | Постоянно |
В течение 2016 – 2017 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Одной из задач работы библиотеки в текущем учебном году было развитие информационной грамотности подростков и приобщение их к чтению.
Вся работа была направлена на развитие и поддержку в детях любви к чтению ,потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Для реализации этой задачи в течение года применялись различные формы и методы, как в информационной, так и в методической работе. Базовой основой информационной и методической работы являются книжные выставки, тематические массовые мероприятия для школьников, обзоры художественной, индивидуальные беседы у выставок.
Еще одной из важных задач работы в текущем учебном году было совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, что позволяет предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации.
В библиотеке работают четыре постоянные выставки для пользователей
- Медиотека (диски)
- «Выпускнику предлагается»
- «Книга-путь к знаниям»
- «В мире энциклопедий»
В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам: книги-юбиляры, писатели-юбиляры, календарь знаменательных дат, а также чему посвящен год в России. Так же имеются постоянно действующие книжные выставки.
Информационная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года.
Для обучающихся организуются выставки с начала учебного года:
Постоянные - « В мире энциклопедий» , «Выпускнику предлагается».
Систематические - «Хочу всё знать», «Книги-юбиляры», « 2017 -год Экологии в России»
К знаменательным датам - «Дорога памяти»
Мероприятие для 1 А класса «Первый раз, в первый класс», для 6А класса совместное мероприятие с ДК, посвященное Дню памяти воинам Афганистана . Готовится открытое мероприятие среди 4 А класса для школьных библиотекарей района « С днем рожденья, Кузя!», посвященное юбилею сказки Т. Александровой «Домовенок Кузя и все,все,все»
Планируются выставки: календарные даты к праздникам: «День защитников Отечества», «День народного единства», «День защиты земли»
К декадам: - правовых зананий «Подросток и закон», выставка «Буква закона»
- здоровый образ жизни «Спорт- это жизнь».
В течение года оказывается методическая помощь «Готовимся к экзаменам!», «Выпускнику предлагается»». На выставке предствавлены информационные материалы для поступления в учебные заведения, а так же для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ..
Также методическая помощь оказывается учащимся и преподавателям при выполнении творческих работ, ведется подборка материала к праздничным мероприятиям.
В библиотеке ведется картотека новых учебников, формируется медиотека (диски), картотека учебной литературы, ежеквартально редактируются списки учебной литературы.
Библиотека помогала в подборе материалов к классным часам, к знаменательным событиям, к оформлению общешкольных стендов.
Контрольные показатели работы школьной библиотеки по состоянию на 15.02.17:
1.Читатели-учащиеся - 519
2. Читатели педагоги (%) - 100%
3. Основной фонд библиотеки — 22529.
4. Поступило в фонд учебников —713
5. Всего учебников -7 310
Общие выводы и планы на перспективу:
В целом работа библиотеки признана читателями успешной.
Разработана программа развития школьной библиотеки на 2013-17 год
Библиотекарь активно использовала книгообмен с библиотеками школ района для обеспечения учащихся учебниками.
В библиотеке пополнилась медиотека
Фонд художественной литературы остался на прежнем уровне.
Завершена проверка фонда.
Систематизирован книжный фонд по разделам.
В перспективе :
Пополнить фонд школьной библиотеки учебниками с электронными носителями.
Продолжить работу по учету фонда учебников
Продолжить реализовывать программу дополнительного образования «Читательская культура школьника» (работа с кружком «В гостях у Буквоеда»)
Планировать современное оснащение библиотеки- экран, проектор, современную мебель.
Выполнение плана по основным показателям на 2016-17 год:
Читатели — 680
Посещения — 4671
Книговыдача - 8305
Методическая работа заведующей школьной библиотекой в течении года:
1.Комплектование фонда учебниками.
2.Информация об обеспеченности учебниками(печатный материал, электронные таблицы)
3. Сводные таблицы проверки учебного фонда (печатный материал)
4.Открытое мероприятие на РМО (печатный материал-сценарий)
5. Частично проведен рейд по проверке учебников.
Информационная работа:
1.Библиотечные уроки.
2.Беседы (тематические, индивидуальные)
3.Библиографические справки
Выводы:
Информационная работа проводилась в соответствии с программой «Читательская культура школьника». Основной акцент делался на индивидуальные беседы с обучающимися при выполнении справок и консультаций, во время которых уделялось особое внимание умению пользоваться справочным аппаратом, применению полученных знаний при подготовке к докладам, олимпиадам, презентациям. Библиографические справки, преимущественно тематические, выполнялись по запросам обучающихся для подготовки рефератов и для сдачи экзаменов. Систематически проводились беседы о прочитанном, рекомендательные беседы о сохранности школьных книг и учебников. Проводились массовые мероприятия, книжные выставки.
В 2016-2017 учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки.
Особенно активно проводились мероприятия по библиотечной грамотности:
1 . Экскурсии по библиотеке среди начальных классов.
2. Правила пользования библиотекой.
3. Бережное отношение к книге, учебнику.
.Внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: мероприятие , посвященное воинам — интернационалистам, здоровому образу жизни- кл. час посвященный борьбе со СПИДом.
Разработана книжная выставка, посвященная году экологии с подразделами:
1.Природные ресурсы ЕАО.
2. Особо охраняемые животные — Амурский тигр.
3. Календарь экологических дат.
4.Писатели о животных: рассказы и сказки.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию , формирующие читательский интерес.
Дата проведения: 10 февраля 2017 года
Цель проверки: Анализ состояния учебников и их сохранности.
Проверяющие: Библиотекарь Лихоманова М.Я, учащиеся 10 -ых классов.
Методы: Осмотр всех учебников на момент проверки и оформление записей проверяющими.
По плану внутришкольного контроля 2017 учебного года библиотекарем школы Лихомановой М.Я и учениками 10-х классов из школьного самоуправления
10 февраля был проведён рейд по проверке состояния сохранности учебников у обучающихся школы. Проверялось наличие учебников на уроке, наличие обложки,подпись, а так же внешний вид учебников.
В ходе проверки были осмотрены учебники у некоторой части обучающихся школы. В результате проверки комиссия сделала следующие выводы: не все учащиеся держат учебники в хорошем состоянии, носят их согласно школьному расписанию и следят за его санитарным состоянием согласно правилам пользования учебником, с которыми все учащиеся были ознакомлены при получении учебников в сентябре. С учащимися, у которых учебники без обложек или требуют мелкий ремонт (подклеить, заменить обложку, стереть ластиком пометки) будет проведена дополнительная беседа «О бережном отношении к школьному учебнику».
На основании увиденного, была проанализирована следующая информация, которая занесена в данную таблицу:
№ | Класс | Всего присутствовало уч-ся в классе | Обернули учебники: кол-во уч-ся | Не обернули учебники: кол-во уч-ся | Наличие подписи: кол-во уч-ся | ###p#< сохранности |
1 | 5А | 23 | 14 | 9 учеников обложили не все учебники. 1 ученик- вообще нет обложек | 4 | 61 |
2 | 6А | 17 | 16 | 9 учеников обложили не все учебники | 3 | 94 |
3 | 6Б | 21 | 4 | 16 учеников обложили не все учебники | 20 | 19 |
4 | 6В | 21 | 9 | 12 учеников обложили не все учебники | 0 | 43 |
5 | 7А | 21 | 7 | 12 учеников обложили не все учебники. 2 ученика- вообще нет обложек | 3 | 33 |
6 | 8А | 18 | 3 | 12 учеников обложили не все учебники. 2 ученика- вообще нет обложек | 0 | 17 |
7 | 8Г | 18 | 4 | 11 учеников обложили не все учебники 7 учеников- вообще нет обложек | 6 | 22 |
ИТОГО по школе: | 139 | 57 | 93 | 36 | 41 |
Среди проверенных семи классов средняя сохранность учебников составляет 41 %.
Самые высокие показателе в 6А классе составляет 94%
Рекомендации:
В целях сохранности учебников нужно:
1) классным руководителям проследить за тем чтобы учебники были обёрнуты
2)классным руководителям обязать родителей вклеить на последней странице ярлык с подписью ученика
Библиотекарь: Лихоманова М.Я
В разделе находятся материалы по ведению документации в школьной библиотеке
В разделе находятся материалы по проведению мероприятий в школьной библиотеке