Полезные ссылки
Партнеры
Информационный стенд
Памятка для родителей
Безопасность детей в социальных сетях. Родительский контроль
Нынешние дети начинают учиться считать, писать и читать практически одновременно с работой за компьютером. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Но несомненно, что освоение компьютера с юных лет открывает широкие возможности в плане развития и образования, которые чаще всего реализуются при активном подключении родителей в качестве направляющей и контролирующей стороны.
В России свыше 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.
Как правило, родителям требуется организовать контроль за временем работы на компьютере (время приходится ограничивать), регулировать доступ к «вредным» программам (в частности, к играм), а также наблюдать за использованием Интернета и блокировать доступ к неподходящим для ребенка ресурсам.
С 2004 года в первый вторник февраля празднуется Всемирный день безопасного Интернета. В условиях быстрых темпов развития информационных технологий необходимость контроля Интернета становится вопросом первостепенной важности. Рискам, таящимся в киберпространстве, особенно подвержены дети. Глобальная сеть ничуть не безопаснее игровой площадки. Это понимают во всем мире.
- Сегодня не нужно работать в ФСБ, чтобы узнать о человеке все, достаточно залезть в Интернет, и Вы найдете фамилию, возраст, адрес, место учебы, материальное положение. Практика показывает, что дети в поисках друзей размещают о себе в Сетях только голую правду. А опытным мошенникам не остается ничего кроме как воспользоваться их наивностью и недостатком родительского контроля. Преступники в Интернете действуют по принципу волка в овечьей шкуре. Они пользуются тем, что дети не могут распознать взрослого, умело маскирующегося под их сверстника. Только контролируя Интернет, отслеживая переписку ребенка, родители могут обнаружить тех, кто отправляет подозрительные сообщения их детям, пытается втереться к ним в доверие, договориться о встрече, задает наводящие вопросы и забрасывает просьбами выслать откровенные фотографии.
- Глобальная Сеть содержит большое количество информации взрослого содержания. Интернет насчитывает сотни миллионов порнографических страниц. Порнография считается одной из самых прибыльных отраслей. Эта индустрия в Интернете приносит около 2,5 миллиардов долларов в год. А количество порнографических страниц с каждым годом растет в десятки раз быстрее, чем грибы после дождя.
- Другая серьезная проблема - распространение наркотиков через Глобальную Сеть. Достаточно набрать в поисковике название наркотического средства, чтобы узнать всё, начиная от того, как его приготовить до того, где взять. В апреле 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Государственного совета России выступил за контроль Интернета на предмет пропаганды наркотиков.
- В Интернете легко найти информацию суицидального характера, видеоматериалы по дракам, вскрытиям. Здесь же дети, оставшись без надлежащего контроля родителей, могут свободно познакомиться с любыми формами экстремизма.
- Интернет – реальный пожиратель времени. В поисках развлечений, играя или просто зависая в чате, можно проводить часы драгоценной жизни. В последние годы набирает обороты болезнь под названием «Интернет-зависимость». Дети начинают пропускать уроки, хуже учиться, становятся раздражительными. По мнению врачей, родителям следует контролировать, чтобы младший школьник проводил за компьютером не больше четверти часа. Бесконтрольное сидение в Интернете ведет к тому, что дети теряют зрение, перестают заниматься спортом, теряют навыки общения вне Сети. В Китае несколько подростков умерли за компьютером не в силах оторваться от экрана, чтобы поесть.
- Кроме того, через Интернет легко проникают вредоносные программы в виде вложенных файлов электронных писем, троянских коней, HTML и Java-вирусов и могут привести в поломке компьютера.
Вот почему идею празднования дня контроля Человека над Интернетом поддержали во всем мире. С 2008 года в России существует Национальный узел Интернет-безопасности - Центр безопасного Интернета. Он посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Глобальной сети. Создатели проекта уверены, что в условиях ускоренных темпов внедрения Интернета в повседневную жизнь граждан защита наших детей от рисков, скрытых в недрах всемирной паутины, требует активной позиции каждого.
Родительский контроль компьютера
Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра веб-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Обычно предлагается два варианта ограничений.
Приложение работает с базой данных, где содержатся сайты для взрослых. Крайне желательно, чтобы список регулярно обновлялся через Интернет, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. Администратор или, в данном случае, родители могут расширять черный список сайтов на свое усмотрение.
Довольно часто применяется более жесткий способ контроля – создание белого списка. Ребенок может посещать только те веб-сайты, которые ему разрешили родители. Минус подобного контроля заключается в чрезмерной строгости, можно даже сказать, в жестокости. Пустили дочь за компьютер, а сайт с описаниями технических характеристик кукол не включили в белый список. Девочка в слезах. Подружки давно хвастаются новинками кукольного мира, а ребенок даже не в курсе, о чем вообще сверстники ведут разговор, Интернета-то нормального нет. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется.
Еще один способ родительского контроля заключается в фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на веб-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, уголовщину и прочие вещи, запрещенные для ребенка.
Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к веб-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска – это программы обмена мгновенными сообщениями. Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность – собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.
В вашей семье один ребенок или несколько детей, есть компьютер, подключенный к Интернету. Как обезопасить младшее поколение от негативных последствий пребывания в Сети? Первое, что сразу напрашивается – компьютер не должен стоять в детской комнате. Лучше всего, если он будет в зале, где кто-нибудь родителей сможет постоянно следить за тем, чем занимается ребенок. В противном случае, он запрется в комнате, и вы даже, возможно, не догадаетесь, что чадом скачано несколько фильмов эротического содержания, а в местном чате ему рассказали, как самому делать петарды.
Ребенку надо показать Интернет, заинтересовать полезными, с вашей точки зрения, сайтами, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя соглашаться на встречи с незнакомыми людьми, нельзя сообщать личные данные, нельзя самостоятельно совершать покупки в сетевых магазинах. Ну а вместо нравоучений сыну «не смотри на голых женщин», уместней воспользоваться специальными программными продуктами, которые закроют ему доступ к взрослым ресурсам.
Идеального рецепта настройки родительского контроля не существует, поскольку тут всё зависит от целого ряда факторов: уровня компьютерной подготовки ребенка и его родителей, компьютерных предпочтений и степени сознательности подрастающего поколения и, наконец, от отношения самих родителей к данной проблеме. Вариантов организации родительского контроля несколько. Можно ограничиться встроенными средствами Windows, задействовать модули родительского контроля в решениях класса Internet Security, подключиться к сервисам для фильтрации нежелательных сайтов либо установить специализированные программы родительского контроля.
Обучение детей основам безопасности при работе с Интернетом
Научите детей никому не сообщать пароли
- Никогда не сообщайте свои пароли другим. Не показывайте никому свои пароли, даже друзьям.
- Обеспечьте защиту для записанных паролей. Будьте внимательны к тому, где вы храните или записываете пароли. Не храните пароли в рюкзаке или бумажнике. Не оставляйте данные о паролях в местах, где вы бы не хотели оставить информацию, защищенную с их помощью. Не храните пароли в файле на компьютере. Преступники ищут там в первую очередь.
- Никогда не предоставляйте свой пароль по электронной почте или в ответ на запрос по электронной почте. Любое сообщение электронной почты, в котором вас просят указать пароль или перейти на веб-сайт, чтобы проверить пароль, может представлять собой разновидность мошенничества, которая называется фишингом.
- Не вводите пароли на компьютерах, которые вы не контролируете. Не пользуйтесь общедоступными компьютерами в школе, библиотеке, в интернет-кафе или в компьютерных лабораториях, кроме как для анонимного просмотра страниц в Интернете.
- Беседуйте с детьми по поводу их общения в социальных сетях. Просите детей рассказывать вам, если им встретится в Интернете то, что вызывает у них беспокойство, неудобство или страх. Сохраняйте спокойствие и убедите детей, что вам можно рассказывать о таких вещах. Дайте детям понять, что вы поможете им успешно разрешить сложившуюся ситуацию.
- Определите правила работы в Интернете. Как только ваши дети станут самостоятельно пользоваться Интернетом, установите правила пользования Интернетом. В этих правилах должно быть определено, могут ли ваши дети использовать сайты социальных сетей и каким образом.
- Убедитесь в том, что ваши дети соблюдают возрастные ограничения. Рекомендуемый возраст для регистрации на сайтах социальных сетей обычно составляет 13 и более лет. Если ваши дети не достигли этого возраста, не разрешайте им пользоваться данными сайтами. Вы не должны полностью полагаться на сами службы, чтобы не допустить регистрацию ваших детей на этих сайтах.
- Учитесь. Оцените сайты, которые планирует использовать ваш ребенок, и убедитесь, что вы и ваш ребенок понимают политику конфиденциальности и правила поведения. Узнайте, существует ли на сайте контроль над публикуемым содержимым. Кроме того, периодически просматривайте страницу вашего ребенка.
- Научите своих детей никогда лично не встречаться с теми, с кем они общались только по сети. Дети подвергаются реальной опасности во время личной встречи с незнакомыми людьми, с которыми они общались только по сети. Иногда бывает недостаточно просто сказать детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми, поскольку дети могут не считать незнакомым человека, с которым они «встречались» в сети.
- Попросите детей общаться только с теми людьми, которых они уже знают. Вы можете помочь защитить ваших детей, попросив их использовать данные сайты для общения с друзьями и никогда не общаться с теми, с кем они лично не встречались.
- Убедитесь в том, что ваши дети не указывают свои полные имена. Научите своего ребенка указывать только свое имя или псевдоним и ни в коем случае не использовать псевдонимы, которые могли бы привлечь нежелательное внимание. Кроме того, не разрешайте своим детям публиковать полные имена своих друзей.
- Относитесь с осторожностью к идентифицирующей информации в профиле вашего ребенка. На многих сайтах социальных сетей дети могут присоединяться к общественным группам, включающих учеников определенной школы.
- Постарайтесь выбрать сайт, который не столь широко используется. Некоторые сайты позволяют защитить вашу страницу с помощью пароля или другими способами, чтобы ограничить круг посетителей, разрешив его только тем лицам, которых знает ваш ребенок. Например, с помощью Windows Live Spaces вы можете настроить разрешения, указав тех, кто может посещать ваш сайт. При этом возможны самые различные настройки – от всех пользователей Интернета до ограниченного списка людей.
- Следите за деталями на фотографиях. Объясните детям, что фотографии могут раскрывать много личной информации. Попросите детей не публиковать фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде.
- Предостерегите своего ребенка относительно выражения своих эмоций перед незнакомцами. Вероятно, вы уже предупреждали своих детей не общаться с незнакомыми людьми напрямую по сети. Однако дети используют сайты социальных сетей для написания журналов и стихотворений, в которых часто выражают сильные чувства.
- Расскажите детям об интернет-угрозах. Как только ваши дети станут достаточно взрослыми для использования сайтов социальных сетей, расскажите им о них киберугроз. Расскажите детям, что если у них возникнет ощущение, что им угрожают через Интернет, то им сразу же следует сообщить об этом родителям, учителю или другому взрослому человеку, которому они доверяют. Кроме того, очень важно научить детей общаться по сети точно так же, как они общаются лично. Попросите детей относиться к другим людям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.
- Удаление страницы вашего ребенка. Если ваши дети отказываются соблюдать установленные вами правила для защиты их безопасности, и вы безуспешно пытались помочь им изменить свое поведение, можно обратиться на веб-сайт социальной сети, которую использует ваш ребенок, с просьбой удалить его страницу. Можно также обратить внимание на средства фильтрации интернет-содержимого (например, Функции семейной безопасности Windows Live) в качестве дополнения и ни в коем случае не замены для контроля со стороны родителей.
- Определите правила пользования Интернетом с детьми и проявите настойчивость.
- Просматривайте то, что дети планируют опубликовать в Интернете, прежде чем они опубликуют эти материалы. Внешне безобидную информацию, например школьное животное-талисман и фотография города, можно собрать воедино и понять, в какую школу ходит автор.
- Спросите себя (и проинструктируйте детей делать то же самое), насколько комфортно вы будете чувствовать себя, показывая эти материалы незнакомцу. Если имеются сомнения, исключите такие материалы.
- Проведите оценку службы блогов и выясните, обеспечивает ли она возможность написания личных блогов, защищенных с помощью паролей.
- Сохраните интернет-адрес блога вашего ребенка и регулярно проверяйте его.
- Просматривайте другие блоги, отыскивая положительные примеры для подражания для ваших детей.
Дети создают имена пользователей и пароли для доступа на сайт школы, игровые сайты, в социальные сети, для публикации фотографий, совершения покупок в Интернете и других операций.
Согласно исследованиям 75 процентов детей в возрасте от 8 до 9 лет сообщают свои пароли другим лицам, 66 процентов девочек в возрасте 7-12 признались, что сообщали свой пароль другим лицам.
Первое правило безопасности при работе в Интернете: пароли следует держать в секрете. Научите детей хранить свои пароли столь же бережно, как информацию, которую они хотя защитить.
Правила, которые дети должны знать и соблюдать:
К ним относятся запросы с сайтов, вызывающих доверие, которые вы можете постоянно посещать. Мошенники часто создают поддельные сообщения электронной почты, содержащие такие же логотипы как и на реальных сайтах и написанных таким языком, чтобы не вызывать сомнения в своей достоверности.
Не используйте эти компьютеры с учетными записями, где требуется вводить имя пользователя и пароль. Преступники могут за очень небольшие деньги приобрести устройства, регистрирующие нажатия клавиш, которые устанавливаются в течение нескольких секунд. С помощью подобных устройств злоумышленники могут собирать информацию, вводимую на компьютере, через Интернет.
2. Помощь детям в безопасном использовании социальных сетей
Ваши дети могут пользоваться сайтами социальных сетей, которые предназначены для детей, такими как Webkinz или Club Penguin, или сайтами, предназначенными для взрослых, такими как Windows Live Spaces, YouTube, MySpace, Flickr, Twitter, Facebook и другие.
Дети используют социальные сети для общения с лицами, которые могут проживать на другом конце земного шара, или со своими знакомыми, с которыми они каждый день видятся в школе.
Дети должны понимать, что многие из этих сайтов социальных сетей могут просматриваться всеми, кто имеет доступ в Интернет. В результате публикации ими некоторой информации они могут стать уязвимыми для фишинговых сообщений, киберугроз и похитителей в Интернете. Далее приведены некоторые советы, которые помогут детям безопасно пользоваться сайтами социальных сетей:
Будьте осторожны, если ваши дети предоставляют информацию, по которой их можно идентифицировать, например школьное животное - талисман, рабочее место или город проживания. Если указано слишком много информации, ваши дети могут подвергаться киберугрозам, атакам со стороны интернет-преступников, интернет-мошенников или краже личных данных.
Объясните детям, что написанное ими сможет прочесть любой, кто имеет доступ в Интернет, и похитители часто ищут эмоционально уязвимых детей.
3. Если ваши дети пишут блоги, убедитесь в том, что они не рассказывают слишком много о себе.
Практика написания блогов (сокращение от англ. "web log" – дневник в сети) или личного интерактивного журнала очень быстро стала популярной среди подростков, многие из которых ведут свои блоги без ведома родителей или опекунов.
Социальные сети сейчас обошли по популярности блоги среди большинства подростков, однако многие дети по-прежнему ведут свой блог на своем сайте социальной сети. Недавние исследования показали, что на сегодняшний день примерно половину всех блогов пишут подростки, при этом каждые двое из троих указывают свой возраст, каждые трое из пяти сообщают о месте своего проживания и дают контактную информацию, а каждый пятый указывает свое полное имя. Разглашение подробной личной информации сопряжено с риском.
Несмотря на то, что ведение блога дает возможные преимущества, включая развитие навыков письма и общения, очень важно рассказать детям об Интернете и научить их писать блоги еще до того, как они начнут этим заниматься аналогично тому, как все сначала оканчивают курсы по вождению, прежде чем самостоятельно садятся за руль автомобиля.
Начальные советы:
Помните об интернет-мошенниках
Согласно данным Федеральной торговой комиссии США, 31 процент жертв похищения личных данных составляют молодежь. Подростки становятся привлекательными объектами для мошенников, поскольку у них хорошие кредитные оценки и малый долг, по сравнению со взрослыми они меньше заботятся о безопасном хранении информации.
Некоторые моменты, о которых должны знать ваши дети, чтобы стать разумными потребителями и избежать интернет-мошенничества.
- Никогда не разглашайте личную информацию. Никогда не указывайте свою личную информацию, например полное имя или город проживания во время общения с помощью мгновенных сообщений или в чатах, если вы полностью не уверены в личности человека, с которым вы общаетесь.
- Обязательно завершайте сеанс с выходом из системы при работе на общедоступном компьютере. Если вы используете компьютер в библиотеке или в интернет-кафе, прежде чем покинуть компьютер, полностью завершите все сеансы с выходом из системы. Вы не знаете, какое программное обеспечение установлено на этих компьютерах, а также что оно выполняет. Кроме того, может быть установлено программное обеспечение, фиксирующее нажатие клавиш.
- Придумывайте безопасные пароли и держите их в секрете.
- Используйте только безопасные сайты. Если ваши дети совершают покупки в Интернете, то им следует каждый раз убеждаться в том, что URL-адрес сайта, на котором они вводят финансовую информацию, начинается с префикса https://, в правом нижнем углу имеется желтый значок замка или адресная строка отображается зеленым цветом. Они могут щелкнуть по значку замка или в адресной строке, чтобы проверить сертификат безопасности данного сайта.
- Распознавание мошенников и сообщение о фактах мошенничества. Расскажите своим детям о признаках подделки идентификационных данных: предложение утвержденных кредитных карт, звонки из агентств по сбору информации или незнакомые финансовые документы. Если у вашего ребенка возникнет подозрение на подделку личных данных, немедленно предпримите соответствующие действия, чтобы ограничить ущерб. Обратитесь в свою кредитную компанию, банки или все три организации по кредитной отчетности, а также в полицию. Закройте все счета, которые подвергались фальсификации, и попросите детей поменять пароли для всех своих учетных записей в Интернете. Ведите журнал всех выполняемых действий.
8.4.2.3. Указания для детей различных возрастов по использованию Интернета
!!! Очень важно помнить, что это только указания. Вы лучше знаете своих детей.
Для детей и их неравнодушных родителей существует бесплатная линия помощи «Дети онл@йн» http://detionline.com
Если ребенка оскорбляют и преследуют в интернете или ребенок стал жертвой сетевых мошенников, столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет, если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в интернете, обратитесь на бесплатную линию помощи «Дети онл@йн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и интернет. Консультации проводят психологи и технические специалисты МГУ имени М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования МОН РФ и МГТУ им. Баумана.
До 10 лет
Контролируйте своих детей, пока они не достигнут 10-летнего возраста. Можно использовать средства интернет-безопасности, чтобы ограничить доступ к содержимому, веб-сайтам и действиям, а также принимать активное участие в действиях ребенка в Интернете, однако рекомендуется всегда сидеть рядом с детьми, когда они используют Интернет, пока они не достигнут 10-летнего возраста.
Советы по безопасности при использовании Интернета вместе с ребенком в возрасте от 2 до 10 лет:
- Никогда не рано начинать формировать открытое и позитивное общение с детьми. Желательно поговорить с ними о компьютерах, ответить на их вопросы и удовлетворить любопытство.
- Всегда сидите за компьютером вместе с детьми данного возраста, когда они подключаются к Интернету.
- Установите четкие правила по использованию Интернета.
- Настаивайте на том, чтобы дети не разглашали своей личной информации, например свое реальное имя, адрес, номер телефона или пароли, людям, которых они встречают в Интернете.
- Если на сайте детей просят указать свое имя, чтобы персонифицировать веб-материалы, помогите детям придумать псевдоним для работы в Интернете, который бы не выдавал никакой личной информации.
- Используйте средства семейной безопасности для создания соответствующих профилей для каждого члена семьи, а также для обеспечения фильтрации интернет-содержимого.
- Все члены семьи должны показывать пример детям, которые только начинают пользоваться Интернетом.
Защитите ваших детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон, встроенных в браузер Internet Explorer.
От 11 до 14 лет
В этом возрасте дети хорошо разбираются во всех вопросах, связанных с Интернетом, однако все равно рекомендуется следить и контролировать их, чтобы оградить детей от неподобающих материалов. Можно воспользоваться средствами интернет-безопасности, которые ограничивают доступ к содержимому и сайтам, а также предоставляют информацию о действиях в Интернете. Проследите за тем, чтобы дети в этом возрасте понимали, какую личную информацию не следует разглашать в Интернете.
Постоянно находиться рядом с детьми в этом возрасте, чтобы контролировать их использование Интернета, практически нецелесообразно. Можно использовать следующие средства: Функции семейной безопасности Windows Live, средства родительского контроля Windows 7и Windows Vista.
Советы по безопасности, которые следует учитывать при подключении к Интернету вместе с ребенком в возрасте 11-14 лет:
- Важно формировать открытое и позитивное общение с детьми. Поговорите с ними о компьютерах, ответьте на их вопросы и удовлетворите любопытство.
- Установите четкие правила по использованию Интернета.
- Настаивайте на том, чтобы дети не разглашали своей личной информации, например свое реальное имя, адрес, номер телефона или пароли, людям, которых они встречают в Интернете.
- Если на сайте детей просят указать свое имя, чтобы персонифицировать веб-материалы, помогите детям придумать псевдоним для работы в Интернете, который бы не выдавал никакой личной информации.
- Используйте средства семейной безопасности для создания соответствующих профилей для каждого члена семьи, а также для обеспечения фильтрации интернет-содержимого.
- Настройте средний уровень в средстве семейной безопасности, который накладывает некоторые ограничения на содержимое, сайты и действия в Интернете.
- Компьютеры, подключенные к Интернету, следует устанавливать в открытом месте, где можно легко контролировать действия детей.
- Защитите ваших детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон, встроенных в браузер Internet Explorer.
- Попросите детей рассказать, не ощущали ли они неудобство или страх от уведенного в Интернете или в ходе общения с другими людьми. Проявляйте спокойствие и напомните детям, что их никогда не накажут за то, что они вам расскажут. Похвалите их и попросите их сообщить вам, если то же самое повторится еще раз.
От 15 до 18 лет
Подростки должны иметь практически неограниченный доступ к содержимому, сайтам или действиям. Они хорошо разбираются с тем, как использовать Интернет, однако родителям все равно следует напоминать им о соответствующих правилах безопасности. Родители всегда должны быть готовы помочь своим детям-подросткам разобраться, какие сообщения являются непристойными, а также избегать опасных ситуаций. Родителям рекомендуется напоминать детям-подросткам о том, какую личную информацию не следует предоставлять через Интернет.
Советы по безопасности, которые рекомендуется выполнять, когда ваши дети-подростки используют Интернет:
- Старайтесь по-прежнему поддерживать как можно более открытое общение внутри семьи и позитивное отношение к компьютерам. Обсуждайте с детьми их общение, друзей и действия в Интернете точно так же, как другие действия и друзей.
- Создайте список семейных правил использования Интернете дома. Укажите виды сайтов, которые можно посещать без ограничений, время подключения к Интернету, расскажите, какую информацию не следует разглашать в Интернете, а также предоставьте инструкции по общению с другими в Интернете, включая общение в социальных сетях.
- Компьютеры, подключенные к Интернету, должны находиться в открытом месте, а не в спальне ребенка-подростка.
- Изучите средства фильтрации Интернет-содержимого (такие как Windows Vista, средства родительского контроля Windows 7 и Функции семейной безопасности Windows Live) и используйте их в качестве дополнения к контролю со стороны родителей.
- Защитите ваших детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон, встроенных в браузер Internet Explorer.
- Следите за тем, какие сайты посещает ваш ребенок-подросток и с кем он общается. Просите их пользоваться контролируемыми чатами, настаивайте на том, чтобы они использовали только общедоступные чаты.
- Настаивайте на том, чтобы они никогда не соглашались на встречу с друзьями, с которыми они познакомились в Сети.
- Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Обмен файлами и использование текста, изображений или рисунков с веб-сайтов может привести к нарушению авторских прав и может быть незаконным.
- Поговорите со своими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии, а также укажите им позитивные сайты, посвященные вопросам здоровья и сексуальности.
- Помогите им защитить себя от спама. Проинструктируйте своих детей-подростков никогда не давать свой адрес электронной почты при общении в Интернете, не отвечать на нежелательные почтовые сообщения и пользоваться фильтром электронной почты.
- Знайте, какие сайты ваши дети-подростки посещают чаще всего. Убедитесь, что ваши дети не посещают сайты, содержащие оскорбительные материалы, и не публикуют свою личную информацию. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки и их друзья.
- Учите своих детей отзывчивости, этике и правильному поведению в Интернете. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, клеветы или запугивания других.
- Проследите за тем, чтобы дети спрашивали у вас, прежде чем совершать финансовые операции в Интернете, включая заказ, покупку или продажу товаров.
- Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете, а также потенциальные риски, связанные с ними. Напомните им о том, что азартные игры в Интернете являются незаконными.
Просите детей-подростков рассказывать вам, если что-то или кто-то в Интернете доставляет им чувство неудобства или страха. Если вы подросток и вам не нравится что-то или кто-то в Интернете, расскажите об этом.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Ходить по железнодорожным путям, переходить их в неустановленном месте и перебегать пути перед близко идущим поездом (нарушение ч.5 ст. 11.1 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф 100 рублей).
- На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через железнодорожный путь (нарушение ч.5 ст. 11.1 КоАП РФ - предупреждение или штраф 100 рублей).
- Проходить вдоль железнодорожных путей не ближе 5 метров от крайнего рельса.
- Бегать на платформах, цепляться за вагоны движущего состава.
- Проезд на грузовых поездах (нарушение ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ - штраф от 2000 рублей до 4000 рублей)
- Накладывать посторонние предметы на рельсы, разбивать светофоры кидать камни в проходящие поезда (нарушение н.1 ст. 11.1 КоАП РФ штраф от 3000 до 5000 тысяч рублей)
- Запрещается безбилетный проезд в пригородных поездах (нарушение ст 11.18 КоАП РФ), курение в неустановленных местах (нарушение ч. 1 ст 6.24 КоАП РФ - штраф от 500-1500 рублей), распитие спиртных напитков (нарушение ст. 20.20 КоАП РФ - штраф от 500 до 1500 рублей) нахождение в нетрезвом состоянии в общественных местах (нарушение ст. 20.21 КоАП РФ - штраф от 500 до 1500 рублей).
- На электрифицированных участках подниматься на опоры и рельсы, так как в проводах напряжение 27000 Вт.
Информационная памятка для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети «Интернет»
Компьютерные вирусы
Компьютерный вирус - это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (копированию). В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
- Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
- Постоянно устанавливай патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
- Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
- Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
- Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
- Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из Интернета, только из проверенных источников;
- Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Сети WI-FI
С помощью WI-Fi можно получить бесплатный интернет-доступ в общественных местах: кафе, отелях, торговых центрах и аэропортах. Так же является отличной возможностью выхода в Интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные WiFi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi
- Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
- Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
- При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
- Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту;
- Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
- В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Социальные сети
Социальная сеть - это сайт, который предоставляет возможность людям осуществлять общение между собой в интернете. Чаще всего в них для каждого человека выделяется своя личная страничка, на которой он указывает о себе различную информацию, начиная от имени, фамилии и заканчивая личными фотографиями. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
- Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
- Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
- Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
- Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
- Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
- При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
- Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Электронные деньги
Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.
В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов - анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в не анонимных идентификации пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
- Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
- Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
- Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, StROng!;;
- Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Электронная почта
Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
- Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
- Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
- Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
- Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
- Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
- Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
- Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
- После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
Кибербуллинг или виртуальное издевательство
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
- Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
- Управляй своей киберрепутацией;
- Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
- Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
- Веди себя вежливо;
- Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
- Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
- Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Мобильный телефон
Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
- Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
- Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
- Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
- Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
- Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
- После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
- Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
- Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
- Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Фишинг или кража личных данных
Главная цель фишинг - вида Интернет-мошенничества, состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
- Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
- Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
- Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
- Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
- Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
- Отключи сохранение пароля в браузере;
- Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Персональные данные
Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяемся таким людям больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального (информационного) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе.
Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что мы делимся всего лишь информацией о себе и к нашей обычной жизни вроде бы это не относится.
Но на самом деле границы между абстрактной категорией «информация» и реальным человеком носителем этой информации стираются.
Информация о человеке, его персональные данные сегодня превратились в дорогой товар, который используется по-разному:
- кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать вам какую-то вещь;
- кому-то вы просто не нравитесь, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе;
- с помощью ваших персональных данных мошенники, воры, могут украсть ваши деньги, шантажировать вас и заставлять совершать какие-то действия;
- и многое другое.
Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными.
Персональные данные представляют собой информацию о конкретном человеке. Это те данные, которые позволяют нам узнать человека в толпе, идентифицировать и определить как конкретную личность.
Таких идентифицирующих данных огромное множество, к ним относятся:
фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст и пр.
Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком человеке идет речь будет невозможно.
Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.
В целом можно сказать, что персональные данные – это совокупность данных, которые необходимы и достаточны для идентификации какого-то человека.
Какие бывают персональные данные?
Биометрические персональные данные представляют собой сведения о наших биологических особенностях. Эти данные уникальны, принадлежат только одному человеку и никогда не повторяются.
Биометрические данные заложены в нас от рождения самой природой, они никем не присваиваются, это просто закодированная информация о человеке, которую люди научились считывать. К таким данным относятся:
отпечаток пальца, рисунок радужной оболочки глаза, код ДНК, слепок голоса и пр.
К специальным персональным данным относятся:
расовая или национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья и пр.
Таким образом, специальные данные характеризуют наши взгляды, убеждения, мировоззрение, они определяют нашу социальную принадлежность к определенным группам. Например, человек может сказать: я демократ или я христианин. По таким данным можно сформировать представление о человеке.
Следует заметить, что приведенный перечень персональных данных не является исчерпывающим и может включать в себя еще множество иных идентификационных данных.
Существуют персональные данные, которые представляют собой набор цифр. Благодаря такому набору цифр нас можно определить как конкретного человека, установить нашу личность.
Такими персональными данными являются: номер и серия паспорта, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), номер банковского счета, номер банковской карты.
Такие «кодовые данные» представляют собой некий набор зашифрованной информации о человеке. Шифрование этих данных может производиться государством. Например, когда ребенку исполняется 14 лет, ему выдают паспорт в ФМС. Такой паспорт содержит серию и номер, а также иную информацию. Шифрование может производиться банковской организацией, например, номер банковской карты тоже индивидуальный, он не повторяется и принадлежит исключительно держателю банковской карты.
Как общаться в Сети?
1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете.
2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения. Прежде чем разместить информацию о друзьях в Сети, узнайте, не возражают ли они, чтобы вы выложили данные.
3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, тем более если вы не знаете их в реальной жизни.
4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, матерных слов – читать такие высказывания так же неприятно, как и слышать.
5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Всегда пытайтесь уладить конфликты с пользователями мирным путем, переведите все в шутку или прекратите общение с агрессивными пользователями. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.
6. Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика.
7. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться таким ресурсом и удалите оттуда свои данные.
8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.
9. Не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствие взрослого человека. Если вы хотите встретиться с новым интернет-другом, постарайтесь пойти на встречу в сопровождении взрослого, которому вы доверяете.
Как защитить персональные данные в Сети
- Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких и иную личную информацию.
- Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.
- Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.
- Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, класса иные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.
- Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.
- Старайтесь периодически менять пароли.
- Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее).
Интернет портал – персональныеданные.дети
Как защитить гаджиты от вредоносных программ (PDF, 0.62 Мб.)
Будь на страже своих персональных данных (PDF, 1.22 Мб.)
Урок Что такое Персональные данные для 1-7 классов (PPTX, 4.48 Мб.)
Урок Что такое ПД и как их защитить для 5-6 классов (PPTX, 5.94 Мб.)
Урок безопасности в сети интернет 12-14 лет (PPTX, 22.83 Мб.)
Урок безопасности в сети интернет 9-11 лет (PPTX, 18.62 Мб.)
Урок безопасности для 6-8 классов (PPT, 2.73 Мб.)
Правила безопасности для 5-9 классов (PDF, 0.58 Мб.)
Правила безопасного интернета для 1-4 классов (PPTX, 1.37 Мб.)
Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и их родителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять, искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увлекательными делами, на которые зимой никогда не хватает времени. А чтобы каникулы не омрачились травмами и болезнями — достаточно соблюдать правила безопасности летом для детей: и взрослым, и, конечно, самим детям.
Правила безопасности на воде для детей
Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде
- Купаться надо часа через полтора после еды;
- Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
- При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
- Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
- Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.
Основные правила безопасности детей на воде
- Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
- Нельзя близко подплывать к судам;
- Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
- Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
- Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
- Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
- Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
- Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
- Нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.
Помните! Ребенок берѐт пример с вас - родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребѐнка на улице и дома. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!
Информация предоставлена Группой патрульной службы
(по Ленинскому району) Центра ГИМС Главного управления МЧС России по ЕАО
В связи с этим, хочется напомнить родителям простые правила, выполняя которые, можно предупредить негативное влияние на детей, предостеречь их от попадания в круг наркозависимости, употребления алкогольной продукции и иных психотропных веществ:
- Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у детей новых вещей, которых вы не приобретали.
- Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера.
- Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок и чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.
- Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время.
- Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с классным руководителем, социальным педагогом, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу.
- Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.
Помните, что согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут персональную ответственность за жизнь и здоровье своих детей.
Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!
Уважаемые родители! Просим Вас усилить контроль за содержанием и воспитанием несовершеннолетних, провести с ними, в профилактических целях, разъяснительные беседы по безопасному поведению, осуществлять контроль за их местонахождением и времяпрепровождением, так как обязанность по обеспечению их безопасности в первую очередь лежит на Вас.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды) определено понятие «Окружающая среда», которым является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Многие из вас в свободное время отправляются на прогулки к замерзшим рекам и озёрам, чтобы покататься на лыжах, коньках, санках или просто побегать по льду. Но, чтобы не испортить себе отдых и не попасть в сложную, трагическую ситуацию – необходимо знать о мерах предосторожности на льду. Ребята, следует помнить:
1. Нельзя устраивать горки, где спуск ведет к замерзшей воде.
2. Нельзя кататься на коньках, лыжах и санках, выезжая на замерзшую реку, озеро, пруд.
3. Нельзя ходить по льду, а особенно переходить замерзшую реку, любой водоем.
4. Нельзя выходить на лёд, где сидят любители рыбной ловли. Рыбаки бурят лунки, эти лунки может запорошить снегом, и, если наступить в такую лунку, то можно провалиться под лёд.
5. Нельзя собираться на льду большими группами на одном участке.
6. Нельзя играть и кататься возле рек, озёр, прудов: кромка берега со снегом и льдом, даже под небольшой тяжестью, может легко обрушиться, потому что подмывается водой (зимой бывает оттепель, лёд подтаивает и становится рыхлым, хрупким).
7. Очень опасно проверять прочность льда ударами ноги.
8. Очень опасно находиться на замерзшей реке, водоеме в местах, где выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи, теплые воды промышленных предприятий.
9. Осторожным следует быть на замерзшей реке, любом водоеме в местах покрытых толстым слоем снега - под толстым слоем снега, особенно когда оттепель, лёд может таять.
10.Переходить водоемы можно только по специально оборудованным ледовым переправам и в сопровождении взрослых.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА РОДИТЕЛЯМ: НЕ ОТПУСКАЙТЕ ДЕТЕЙ НА ЛЕД (НА РЫБАЛКУ, КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ) БЕЗ ПРИСМОТРА!
Информация предоставлена
ГПС (по Ленинскому району) Центра ГИМС Главного управления МЧС Росси по ЕАО
1. Будите утром ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать спокойный ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «Вчера предупреждали».
2. Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
3. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
4. Забудьте фразу: «что сегодня получил». Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
5. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерывы, лучше, если они будут подвижными.
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать одному, но если уж нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу»), похвала (даже, если не всё получается) – необходимы.
11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дело, заботы, радости и неудачи.
13. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия, по поводу педагогической тактики, решайте без ребёнка, Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдёте много полезного.
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
16. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний неприятностей перед сном, напоминание о завтрашней контрольной и т.п.
17. Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
18. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решёнными задачами, и, когда у ребёнка (да и у Вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»
19. Чем труднее и не удачнее сложился день для Вашего ребёнка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите, за что похвалить ребёнка и только после этого можете закончить разговор с ним.
20. Не заставляйте ребёнка переписывать домашнее задание. Во-первых, это не интересно, утомительно, значит неприятно. Кроме того, не забывайте, что ребёнок утомлён, расстроен, у него ещё слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведёт к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.
21. Низкая оценка – это психологическая травма для ребёнка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И Вы, и ребёнок должны понимать, что оценка, как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь не доучили, не разобрались, не достаточно постарались; а не повод расквитаться с ребёнком за Ваши, кстати, добровольно взятые на себя, тревоги.
22. Обращайте внимание, акцентируйте, проповедуйте: нужны усилия, необходим труд. Дайте ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, от вложенного труда, чем от удачи, случая, вашей помощи. Успевайте заметить и отметить любое усилие, которое привело ребёнка к успеху или улучшило качество работы. Избегайте намёков на то, что ошибка или неудача – следствие отсутствия способностей.
23. Помните, любую Вашу оценку ребёнок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «тройка – я плохой».
24. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
25. Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим. Раньше умел, теперь уже можешь.
26. Ставьте краткосрочные (ближние) цели с тем, чтобы ощущение постоянного успеха не покидало его. Частный успех развивает чувство мастерства, совершенства, которое насыщает мотивацию к учению.
27. Заранее делайте ставку на успех: отбирайте для объяснений объём материала, которым ребёнок может овладеть наверняка (приложив, разумеется, некоторое разумное усилие).
28. Если дети тугодумы, чтобы «поднять их», прибегайте к позитивным установкам: «Это задание может показаться трудноватым, но я уверена, что ты с ним справишься».
Подчёркивайте, напоминайте, внушайте: учению нужно учиться. Решайте проблемные задачи, учитесь находить ответы и постигать смысл с тем, чтобы вместе познавать вкус и ценность учёбы как таковой.
29. Любите ребёнка таким, какой он есть!
По проблемным вопросам требующих особого психологического внимания обращаться на электронный адрес lenpsychologist@mail.ru

Материалы доступны по ссылкам:
Методический кейс
«В поисках башни» https://cloud.mail.ru/public/3YFq/T9VMfBqB1
игра «Турнир доверия» https://cloud.mail.ru/public/9pUh/24tGDHrHD
«Слова тоже ранят» (макеты, интернет-баннеры, промо- и радиоролики, видеоролики) https://cloud.mail.ru/public/j3bY/jaCNssAMU
1. Видеоролик "Мама и сын"
2. Видеоролик "Учитель и ученик"
3. Видеоролик "Мальчик и девочка"
4. Видеоролик "Телефон"
5. Видеоролик "Телевизор"
6. Видеоролик "Стук сердца"
7. видеоролик "Стук"
8. видеоролик "Страхи"
9. видеоролик "Слова"
10. видеоролик "Цифры" https://cloud.mail.ru/public/8h9F/XKnREsq8m
Видеоролик "Скажи о чем молчишь" (версии 30 и 15 секунд);
https://cloud.mail.ru/public/GLzH/3DCjcDW3r (15 сек.)
https://cloud.mail.ru/public/5th9/BX67xPMBF (30 сек.)
Видеоролик "Право на один звонок"
https://cloud.mail.ru/public/FhwM/ajUx5bGTB
"Даже супергероям иногда нужна помощь"
Видеоролики (версии 20 секунд (ТВ-версия) и 30-секунд (вирусная версия);
https://cloud.mail.ru/public/6hXE/iBK6fRtDx
Видеоролики, рассказывающие о принципах работы Детского телефона доверия
https://cloud.mail.ru/public/7MC8/YpzCsmgb1
Макеты плакатов «О принципах работы ДТД»
https://cloud.mail.ru/public/AAy2/C34GDDbXm
Специальный цикл роликов «10 главных вопросов о детском телефоне доверия» https://cloud.mail.ru/public/FJL7/JYpnSYH4M
Плакаты «10 главных вопросов о детском телефоне доверия»
Что нужно делать в период активной циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих, если заболели вы?
Возбудители всех этих заболеваний высоко заразны и передаются преимущественно воздушно-капельным путем.
При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микрокапли его слюны, мокроты и респираторных выделений, которые содержат вирусы. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, и поверхностях, мелкие -долго находятся в воздухе и переносятся на расстояния до нескольких сот метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней. Основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирусы частицами выделений больного человека. Соблюдение следующих гигиенических правил позволит существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ.

Как не заразиться

- Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.
- После возвращения с улицы домой - вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.
- Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу
- Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.
- Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.
- Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
- Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.
- Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
- Чаще проветривать помещения.
- Не пользоваться общими полотенцами.
Как не заразить окружающих

- Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, поцелуи).
- Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом - использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.
- При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности - одноразовым платком, если его нет - ладонями или локтевым сгибом.
- Пользоваться только личной или одноразовой посудой.
- Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.
- Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.
Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей
Несмотря на постоянные усилия, направленные на борьбу с возбудителями гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ победить их до сих пор не удается.
Ежегодно от осложнений гриппа погибают тысячи человек.
Это связано с тем, что вирусы, прежде всего вирусы гриппа и коронавирусы обладают способностью менять свою структуру и мутировавший вирус, способен поражать человека вновь. Так, переболевший гриппом человек имеет хороший иммунный барьер, но тем не менее новый измененный вирус, способен легко проникать через него, так как иммунитета против этого вида вируса организм пока не выработал.
Для кого наиболее опасна встреча с вирусом?
Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система еще не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы.
Группы риска
- Дети
- Люди старше 60 лет
- Люди с хроническими заболеваниями легких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких)
- Люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность)
- Беременные женщины
- Медицинские работники
- Работники общественного транспорта, предприятий общественного питания
Каким образом происходит заражение?
Инфекция передается от больного человека здоровому через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача.
Симптомы
В зависимости от конкретного вида возбудителя симптомы могут значительно различаться, как по степени выраженности, так и по вариантам сочетания.
- Повышение температуры
- Озноб, общее недомогание, слабость головная боль, боли в мышцах
- Снижение аппетита, возможны тошнота и рвота
- Конъюнктивит (возможно)
- Понос (возможно)
В среднем, болезнь длится около 5 дней. Если температура держится дольше, возможно, возникли осложнения.
Осложнения
- Пневмония
- Энцефалит, менингит
- Осложнения беременности, развитие патологии плода
- Обострение хронических заболеваний
Лечение заболевания проводится под контролем врача, который только после осмотра пациента назначает схему лечения и дает другие рекомендации. Заболевший должен соблюдать постельный режим, полноценно питаться и пить больше жидкости.
Антибиотики
Принимать антибиотики в первые дни заболевания - большая ошибка. Антибиотики не способны справиться с вирусом, кроме того, они неблагоприятно влияют на нормальную микрофлору. Антибиотики назначает только врач, только в случае развития осложнений, вызванных присоединением бактериальной инфекции. Принимать антибактериальные препараты в качестве профилактики развития осложнений- опасно и бесполезно.
Заболевший человек должен оставаться дома и не создавать угрозу заражения окружающих.
Профилактика
Самым эффективным способом профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Состав вакцины против гриппа меняется ежегодно. Прежде всего, вакцинироваться рекомендуется тем, кто входит в группу риска. Оптимальное время для вакцинации октябрь-ноябрь. Вакцинация детей против гриппа возможна, начиная с 6-месячного возраста.
Вакцины против большинства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций не разработаны.
Универсальные меры профилактики
- Часто и тщательно мойте руки
- Избегайте контактов с кашляющими людьми
- Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность)
- Пейте больше жидкости
- Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
- Реже бывайте в людных местах
- Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах
- Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах
- Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками
При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу!

В период активной циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции, и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций напоминаем о целесообразности использования одноразовой медицинской маски в качестве эффективной меры профилактики заражения и ограничения распространения инфекции.
Эти вирусы передаются от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путём, через микрокапли респираторных выделений, которые образуются, когда инфицированные люди говорят, чихают или кашляют.
С воздухом эти капли могут попасть на поверхность слизистой оболочки верхних дыхательных путей здоровых людей, которые находятся рядом с заражённым человеком.
Заражение может происходить и в результате непосредственного или косвенного контакта здорового человека с респираторными выделениями инфицированного.

Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот.
- Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания.
- Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.
- Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания.
- Носите маску, когда находитесь в людных местах.
- Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо.
- Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
- Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую.
- После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.
Одноразовая медицинская маска, при правильном использовании – надёжный и эффективный метод снижения риска заражения и предотвращения распространения гриппа, коронавируса и других возбудителей ОРВИ









ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.
Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи.
Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.
Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.
Во-вторых, при купании запрещается:
- заплывать за границы зоны купания;
- подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;
- нырять и долго находиться под водой;
- прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;
- долго находиться в холодной воде;
- купаться на голодный желудок;
- проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
- плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);
- подавать крики ложной тревоги;
- приводить с собой собак и др. животных.
Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде.
Наиболее известные способы отдыха:
Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох.
Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.
Если не имеешь навыка в плавание, не следует заплывать за границы зоны купания, это опасно для жизни.
Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами
«КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»
Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

С наступлением теплого времени года дети большую часть времени проводят на улице, чем значительно осложняется криминогенная ситуация в подростковой среде, связанная с вмешательством в безопасную работу железнодорожного транспорта.
Железная дорога - зона повышенной опасности, где:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Ходить по железнодорожным путям, переходить их в неустановленном месте и перебегать пути перед близко идущим поездом (нарушение ч.5 ст. 11.1 КоАП РФ - штраф 100 рублей).
- На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через железнодорожный путь (нарушение ч.5 ст. 11.1 КоАП РФ - штраф 100 рублей).
- Проходить вдоль железнодорожных путей не ближе 5 метров от крайнего рельса.
- Бегать на платформах, цепляться за вагоны движущего состава.
- Проезд на грузовых поездах (нарушение ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ - штраф 100 рублей)
- Накладывать посторонние предметы на рельсы, разбивать светофоры, кидать камни в проходящие поезда (нарушение ч.1 ст. 11.1 КоАП РФ - штраф от 3000 до 5000 тысяч рублей)
- Запрещается безбилетный проезд в пригородных поездах (нарушение ст. 11.18 КоАП РФ), курение в неустановленных местах (нарушение ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ - штраф от 500-1500 рублей), распитие спиртных напитков (нарушение ст. 20.20 КоАП РФ - штраф от 500 до 1500 рублей), нахождение в нетрезвом состоянии в общественных местах (нарушение ст. 20.21 КоАП РФ - штраф от 500 до 1000 рублей).
- На электрифицированных участках подниматься на опоры и рельсы, так как в проводах напряжение 27000 Вт.